4 -5 апреля 2014 в Киеве прошла педагогическая конференция « Климат, природа, энергия.», в отрасли энергосбережения и смягчения последствий глобальных изменений климата в рамках Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE – сеть национальных экологических общественных организаций. Программа SPARE была инициирована Норвежским обществом охраны природы (Друзья Земли, Норвегия) в 1996 году. SPARE работает в 17 странах Европы, Кавказа и Средней Азии. В конференции приняли участие представители общеобразовательных и внешкольных учебных заведений центральных и юго - восточных областей Украины. Одесская область была представлена Коммунальным учреждением образования Килийского районного совета «Килийский районный дом научно – технического творчества учащейся молодежи», в лице заместителя директора по учебно – методической работе, руководителя кружка « Изготовление сувениров» Федорова Ольга Вячеславовна с докладом « Пробудим сознательность».
Тезисы из доклада:
« …Второй год добавляю в программу работы кружка занятия по энергосбережению, с целью сделать занятия более познавательными и эмоциональными, и детям понравилось быть частью движения по сохранению планеты и уже осознано берут участие в конкурсах.
Как – то на занятии кружка первоклассники задали вопрос. Что такое технический прогресс? С учетом возраста спрашивающих я ответила – это стремление человека к комфорту и удобству. Очень удобно открыть кран и набрать воду; нажать, повернуть кнопку и «добыть» огонь, и в общем - то все это здорово и хорошо и в какой – то мере правильно. Мы (люди) создаем для себя и вокруг себя комфортною среду обитания. Мы перестаем делать, как нам кажется, лишние движения, нам комфортнее нажать на кнопочку и включить телевизор, а сейчас уже и этого не надо делать т.к. есть голосовые команды. И у меня такое впечатление , что человечество скоро падет в спячку.
Возникает парадокс - все вокруг движется с бешеной скоростью – информационний век научно – технического прогресса, а сами мы, с нашим желанием комфортной жизни, замедляемся.
На мой взгляд пришло время , когда нам необходимо определиться : где граница необходимого нам комфорта, чего и сколько нам необходимо для полного счастья и самое главное - чем, уже сей час, мы можем пожертвовать.
Ведь в погоне за комфортом мы увеличиваем производственные силы и техническую мощь, которая вышла из под контроля и превратилась в средство разрушения матери – природы. С моей точки зрения современные отношения человека с природой можно охарактеризовать как кризис, кризис, который не обязательно ведет к катастрофе , во всяком случае в той части, которая относится к климату. Этот кризис не является ни экологическим , ни энергетическим, он имеет прежде всего нравственный и психологический характер.
Исходя из выше сказаного можно сделать вывод - мне понравились слова директора Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Сергея Семашко. «…Мы, климат и окружающая среда неразделимы. Должны понимать: только в наших силах сделать все, чтобы сохранить планету и ресурсы. Именно поэтому очень важно с самого раннего возраста объяснять детям эти простые истины…»
По этому целью занятий, которые я добавляю в программу является привлечение воспитанников кружка к научно-исследовательской работе в отрасли энергоэффективности и рационального использования энергоресурсов: отыскать, ответы на вопрос как и где нерационально используется электроэнергия в школе и дома. Потому что на данное время используемые человечеством ресурсы постоянно иссекают, стоимость их добычи растет, а не рациональное использование отражается на экологии.
Лишь энергосбережение в любой сфере деятельности человека способно возвести к минимуму бесполезные потери энергии и особое внимание при проведении таких занятий отведена созданию проблемной ситуации вокруг энергосбережения. Такая работа способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, развивает навыки общения, умения высказываться, критически мыслить, совместно производить решение и способствует выполнению творческого задания, потому что источником активности становятся собственные внутренние познавательные мотивы ребенка.
Разработка таких занятий требует большой затраты сил, энергии и времени, но с избытком окупается позитивной мотивацией и интересом воспитанников к проблеме экономии энергоресурсов и дает возможность создать условия для сознательной экономии энергоресурсов будущим потребителям.»
|